Тучи над YouTube в России: в ответ на удаление каналов RT все слышнее разговоры о блокировке

Нет комментариев

28 сентября платформа заблокировала очередные про-российские каналы. Ответными мерами пригрозили Роскомнадзор и МИД РФ.

YouTube против RT

В августе 2021 года Люксембург отказал Russia Today (RT) в выдаче лицензии на вещание телеканала на немецком языке в формате ТВ. Причиной назвали несоответствие телеканала техническим критериям.

Теперь видеохостинг YouTube удалил без возможности восстановления два немецких канала RT – RT DE и Der Fehlende Part (DFP). При этом, согласно данным Tubular Labs, RT DE находится на четвертом месте по влиятельности среди немецкоязычных СМИ.

Как сообщает Маргарита Симоньян, в июне 2021 года у YouTube-канала RT DE был 21 млн просмотров

В пресс-службе Google, который является владельцем YouTube, «Интерфаксу» прокомментировали, что каналы были удалены из-за нарушений правил площадки:

«У YouTube есть четкие правила сообщества, в которых излагается, что разрешено на платформе. RT DE было объявлено предупреждение за загрузку контента, нарушающего наши правила в отношении ложной информации о коронавирусной инфекции COVID-19. Это привело к приостановке их прав на публикацию видео.
Во время приостановки прав владельцы канала пытались обойти ограничения, используя другой канал; в результате оба канала были закрыты за нарушение условий использования YouTube».

Это не первый случай блокировки «Ютубом» крупных каналов. Так, в августе 2021 года был временно заблокирован канал Sky News Australia за распространение фейков о коронавирусе. Но, как правило, «вечной» блокировке за границей подвергаются каналы с расистским контентом. Например, в 2020 году были заблокированы каналы Стефана Молинье, Дэвида Дьюка, Ричарда Спенсера за разжигание ненависти.

Маргарита Симоньян пояснила, что YouTube не понравились четыре видео на канале: «Комментарий известного молекулярного биолога и бывшего главы Института иммунологии в Боннском университете Беды Стадлера, который требует ‘более рациональной борьбы с коронавирусом’. Интервью эпидемиолога Фридриха Пюрнера, который критикует использование масок в том формате, в котором их использует большая часть населения, но при этом активно поддерживает массовую вакцинацию. Материал о том, что известный греческий бизнесмен-фармацевт не будет вакцинироваться, так как боится за свою ДНК, плюс информация о его состоянии и влиянии в Греции и как в стране ведутся дебаты по вакцинам и его слова подливают масло в огонь. И пересказ заседания коронокомитета, критикующего меры правительства Германии по противодействию ковиду».

Следует ли из этого, что канал заблокировали из-за видео с приглашенными экспертами? – RT приводит комментарий главного редактора телеканала относительно причин блокировки.

«На этот раз они сочли «попыткой обойти ограничения» приглашение нами нашей же аудитории на второй наш канал, пока первый отбывал «наказание» за надуманные «нарушения норм сообщества»… Мы не в первый раз приглашаем свою аудиторию на свой второй канал, но именно сегодня они приняли решение удалить оба канала. В это же самое время на YouTube спокойно вещают антипрививочники, террористы и фашисты всех мастей», – заявила Симоньян.

Проблемы с иностранными властями у телеканала возникали и ранее. Так, в 2017 году RT признали иностранным агентом в США.

Роскомнадзор против YouTube

В России на официальном уровне новость вызвала бурную реакцию. МИД РФ допустил принятие ответных симметричных мер в отношении немецких СМИ в России, о чем сообщил на сайте ведомства. Ведомство заявляет, что блокировка произошла «при очевидном потворстве» германской стороны. Правительство Германии в ответ заявило, что не имеет отношения к блокировке. «Это решение YouTube, основанное на правилах YouTube, а не мера, принятая немецким правительством или другими официальными организациями», – подчеркнул пресс-секретарь кабмина ФРГ Штеффан Зайберт.

Роскомнадзор потребовал в максимально короткие сроки снять все ограничения с каналов RT, иначе видеохостингу может грозить блокировка на территории России. Руководству Google ведомство направило письмо с требованием разблокировать каналы RT.

В письме также говорится, что российские СМИ неоднократно подвергались цензуре YouTube под формальными предлогами. В Роскомнадзоре напоминают, что за такие действия генпрокурор или его заместители могут признать видеохостинг причастным «к нарушениям основополагающих прав и свобод человека», а Роскомнадзор может выдать предупреждение. Это предусмотрено российскими законами.

«В случае неисполнения владельцем ресурса предупреждения Роскомнадзора, законодательством предусмотрены меры полного или частичного ограничения доступа», – отмечают в ведомстве.

Проще говоря, если каналы RT не будут разблокированы, в России могут заблокировать YouTube.

Ранее ведомство сообщало, что администрация видеохостинга лишь частично выполняет требования Роскомнадзора по удалению материалов с недостоверной информацией. Так, 20 марта 2020 года ведомство потребовало YouTube удалить фейки о коронавирусе, но были удалены не все видео.

Но конечно, это не первое столкновение РКН с видеохостингом.

YouTube против «Царьграда» и Кадырова

Незадолго до блокировки каналов RT глава YouTube Сюзан Воджицки рассказала в интервью Bloomberg, что при проблемах с правительством России платформа всегда будет делать все возможное для их разрешения. Также она пояснила, что видеохостинг должен учитывать местные законы и текущую ситуацию в стране.

Однако конфликты YouTube и Роскомнадзора в последнее время происходят часто.

Так, 28 июля 2020 года YouTube заблокировал онлайн-телеканал «Царьград», объяснив это нарушением законодательства о санкциях и правил торговли. На сайте телеканала заявили, что предварительных предупреждений им не поступало, а на запросы «Царьграда» о причинах блокировки в компании не ответили. При этом, как сказано на сайте телеканала, в комментариях другим СМИ пресс-служба Google ссылалась на соблюдение требований в России американского законодательства – основатель телеканала «Царьград» Константин Малофеев находится под санкциями США с 2014 года из-за событий на востоке Украины. «Тем самым представители компании Google расписались в том, что соблюдают санкции США на… территории России», – говорится на сайте. В Роскомнадзоре посчитали, что причина является политической.

Телеканал подал в суд на IT-компанию за блокировку аккаунта телеканала на YouTube. «Царьград» отказался идти на мировую, предложенную в июле 2021 года Google. IT-компания указывала, что для формулировки позиций по спорным моментам представителям обеих сторон нужно время, но выйти на исполнимые договоренности возможно.

Формально разбирательство продолжается. Но благодаря поправкам, внесенным в Конституцию РФ, в одной из которых говорится о примате российского законодательства над иностранным, суд уже принял решение в пользу телеканала. Согласно ему, в случае, если компания не разблокирует канал, на Google накладывается судебная неустойка в размере 100 000 рублей. При этом каждую неделю сумма увеличивается вдвое. Представители Google подсчитали, что через полгода неисполнения судебного решения она достигнет 94 триллионов рублей.

##READMORE_BLOCK_94693##

«Интерфакс» приводит слова учредителя телеканала Константина Малофеева: «Ни копейки от штрафа, который заплатит Google, если не исполнит решения суда, не пойдет мне в качестве дивидендов. Если штраф будет выплачен в нашу пользу, мы потратим все эти деньги на создание видеохостинга, альтернативного YouTube. Чтобы не надо было больше пользоваться вражеской платформой. Делаю сейчас такое заявление, чтобы больше не было инсинуаций на эту тему».

Пока выпуски можно посмотреть на канале «Телеканал Царьград» в Rutube. Новые видео выкладываются каждый день.

Канал ведется с 26 апреля 2021 года. Сейчас на него подписаны более 900 человек

15 января 2021 года под блокировку видеохостинга попал канал грозненского футбольного клуба «Ахмат». В Google объяснили, что причиной послужили санкции, введенные США в декабре 2020 года против Фонда имени Ахмата Кадырова, а также против связанных с ним компаний и спортивных клубов. Напомним, что фонд был создан по инициативе главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова.

Роскомнадзор отправил в Google письмо с требованием снять блокировку, которая ущемляет интересы поклонников футбола. Иск в суд подал и сам футбольный клуб. Однако конфликт тоже еще не решен.

Заводить канал на Rutube «Ахмат» не стал. В разделе «Видео» на сайте клуба многие ссылки официальных матчей ведут на YouTube-канал «Матч ТВ», но большая часть видео недоступна.

Такую страницу видят желающие зайти на YouTube-канал футбольного клуба «Ахмат»

18 июля 2021 года YouTube заблокировал выпуск программы «Постскриптум», который был размещен на канале «Алексей Пушков» одноименного члена Совета Федерации. В выпуске от 5 июля обсуждались проблемы полового воспитания детей школьного и дошкольного возраста, а также отстаивались идеи защиты традиционных семейных ценностей.

Роскомнадзор снова отправил в Google письмо с требованием разблокировать видео. Однако Алексей Пушков перешел на Rutube, о чем сообщил в своем Telegram-канале.

Пока на канал политика подписано 370 человек

Эти примеры показывают, что Google не спешит выполнять требования Роскомнадзора относительно разблокировки каналов. Конфликт с Russia Today тоже может затянуться.

На смену YouTube придет Rutube

Некоторые среди тех, кто попал под блокировку YouTube, переходят на Rutube, который позиционируется как российский аналог зарубежного видеохостинга.

Rutube был запущен в 2006 году. В декабре 2020 года его единственным владельцем стал «Газпром-медиа». Это произошло после того, как Роскомнадзор обратился к ведущим интернет-компаниям России и попросил их помочь создать отечественные видеохостинги для российских СМИ. Призыв об этом был опубликован на сайте ведомства в связи с блокировкой каналов «ANNA-News» (Analytical Network News Agency). В Google сослались на нарушение условий пользования видеохостингом.

Тогда же начали обсуждать возможность блокировки YouTube в России и продвигать Rutube. Кстати, 1 марта 2021 года информационное агентство ANNA-News также завело канал на этом видеохостинге – «Аким Апачев», так зовут военного обозревателя агентства.

А в апреле 2021 года Rutube был перезапущен: переработан плеер и добавлены новые разделы с подкастами, образовательным контентом и трансляциями. Появилась возможность смотреть видео без регистрации, загружать ролики через студию, создавать тематические плейлисты. Стали доступны инструменты монетизации.

После перезапуска Rutube (слева) стал напоминать YouTube (справа) даже визуально

Пока Rutube стремится привлечь новую аудиторию и повысить лояльность. С этой целью 27 сентября платформа временно отключила рекламу в своих видео. Реклама исчезла на сайте видеохостинга, в приложении и на Smart TV, но при этом осталась во встроенных плеерах Rutube на других сайтах.

##READMORE_BLOCK_94776##

Меры по продвижению работают. По сообщению РБК, в июне 2021 года ежемесячная аудитория платформы увеличилась в 2,8 раза по сравнению с декабрем 2020 года и достигла 19 млн пользователей. Правда, пока это намного меньше, чем у YouTube – в июне 2021 года число ежемесячных пользователей платформы составляло более 78 млн человек в России.

Среди интернет-ресурсов YouTube находится на третьем месте по популярности в России

Таким образом, Rutube пока явно не может заменить YouTube. Тем не менее, активное продвижение российского видеохостинга параллельно с нарастающими претензиями Роскомнадзора к зарубежной платформе нельзя не заметить.

About us and this blog

We are a digital marketing company with a focus on helping our customers achieve great results across several key areas.

Request a free quote

We offer professional SEO services that help websites increase their organic search score drastically in order to compete for the highest rankings even when it comes to highly competitive keywords.

Subscribe to our newsletter!

More from our blog

See all posts

Оставить комментарий