Текстоцентричность: кто и почему станет любить интернет-чтение через 20 лет

No Comments

«Ничего не будет – ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение».

Х/ф «Москва слезам не верит» (1979 г.)

Если засунуть человека в томограф и предложить ему читать слова, ассоциированные с ароматами – например, «корица», «мыло», «кофе» – прибор зафиксирует активизацию тех отделов мозга, которые занимаются обработкой запахов. Если предложить испытуемым прочесть метафоры вроде «бархатный голос», то у них будет «загораться»… сенсорная кора, отвечающая за получение ощущений при прикосновении и за распознавание текстур поверхностей.

Когда участники нейробиологических экспериментов читают фразы, сообщающие о действиях, совершенных ногами (скажем, «он пнул мяч»), у них включается область моторной коры, ответственная за движение ног. Оказывается, человеческий мозг не делает большого различия между реальным опытом и чтением об опыте. Обратим особое внимание на то, что речь идет не о ярких визуальных стимулах, а всего лишь о каких-то утомительных буковках, которые нужно разбирать, понимать, интерпретировать.

Когда некоторые веб-аналитики уверенно заявляют о том, что в ближайшие годы аудиовизуальный контент вытеснит из интернета чтиво, они напоминают телеоператора из фильма 40-летней давности «Москва слезам не верит», уверенного в том, что скоро ТВ уничтожит все другие информационные и художественные жанры. Герой картины ошибся. Так же ошибаются и нынешние пифии.

6 000 лет развития письменности не прошли для человека разумного даром. Цивилизация выработала культуру обучения чтению и письму. И в последние десятилетия нейробиологи выяснили, что практика чтения физически меняет и усложняет структуру мозга ребенка по мере его роста и развития.

Как говорят ученые, за сотни тысяч лет эволюции способность усваивать устную речь и учиться говорить самому сделалась у человека «предустановленной». Он рождается как бы с временно пустыми мозговыми «слотами» под один-два языка.

Для процесса чтения и понимания прочитанного специальных нейробиологических структур эволюция не предусмотрела. Однако они возникают в процессе обучения и с людьми, полюбившими читать, остаются на всю жизнь (если их, конечно, принудительно не лишать чтива).

Исследования показали поразительную вещь: когда ранее не читавших шестилетних детей впервые начинают учить связи между звуками и буквами, чувствительность к напечатанным словам определенной доли мозга, обычно вовлеченной в процесс чтения у взрослых, появляется у малышей уже через несколько часов.

Текстоцентричность: кто и почему станет любить интернет-чтение через 20 лет

Изыскания с применением томографии зафиксировали, что после одного года обучения чтению детский мозг отлично различает напечатанные псевдослова от настоящих.

В первое время занятий он очень активно реагирует на буквы, как потенциально значимые стимулы. И часто ошибается в прогнозах: «это что-то значит» или «это ничего не значит». По мере накопления опыта чтения прогнозы становятся все точнее, и все меньше усилий и активности мозг начинает тратить на процесс.

Длительные нейробилогические исследования, в ходе которых отслеживались изменения строения мозга, обучаемого все более сложному чтению сначала в детском, затем в подростковом, а потом взрослом возрасте, доказали, что этот процесс физически изменяет существующие структуры серого и белого вещества, а также создает новые. Кроме того, чтение повышает связность между несколькими областями мозга.

Если немного упростить, такой особенный и непростой опыт как чтение, буквально «строит» мозг, делает его сложнее и, конечно, умнее. Связь между любовью к чтению и высоким уровнем интеллекта выявили десятки исследований – даже нет смысла ссылаться на какое-то конкретное.

Когда кто-то прогнозирует, что видео, картинки, аудио, игры вскоре вытеснят с контентного рынка тексты, он не учитывает тот факт, что очень значительная часть человеческой популяции живет со специфическими, развитыми именно чтением и для чтения мозговыми структурами. И они все время просят пищи.

Мало того, как мы узнали выше, люди в процессе чтения испытывают почти реальные ощущения. Хорошие тексты заставляют их погружаться в виртуальную реальность, создаваемую их собственным мозгом.

Прожить сто жизней, всего лишь читая

Кит Оутли, почетный профессор когнитивной психологии Университета Торонто (Канада) и писатель-романист считает, что чтение создает яркую симуляцию реальности, которая воздействует на умы читателей так же, как симуляции компьютерные.

Также чтение помогает «симуляции» людей – представлению о том, что думает и чувствует другой человек. Умение читать художественную литературу и любовь к ней, как оказалось, связаны с тем, насколько хорошо мы можем представлять себе модель психики другого.

Исследование 2016-го года, проведенное учеными из Принстона (США), Гарварда (США) и Университета МакГила (Канада) показало, что люди, чаще читающие художественные книги, демонстрируют наиболее высокие социально-когнитивные способности. Литература однозначно улучшает социальное познание ее читателей.

Ученые указывают, что читатели «художки» умеют выходить за пределы состояния «здесь и сейчас», чтобы получать опыт «пребывания» в других мирах и переживания психических состояний других людей, которые сильно отличаются от их «местной» реальности и от «местных» знакомцев.

Текстоцентричность: кто и почему станет любить интернет-чтение через 20 лет

Однако наука считает, что последствия чтения выходят далеко за рамки субъективного опыта человека. Обобщая данные исследований из разных областей научного поиска, специалисты заявляют: в последние столетия грамотность оказала огромное влияние на фундаментальные социальные сдвиги – всеобщее снижение насилия в социуме, нормализацию отношения к жизни, основанного на «я хочу», а не на жестких и часто жестоких правилах в стиле «так надо».

Одно из предположений, почему это произошло, состоит в том, что чтение научило людей представлять себе психику другого. Это принято называть «теорией разума». К этому же классу явлений относится эмпатия.

Читая о других, мы можем эмоционально и интеллектуально «прожить» часть их жизни или даже всю жизнь, не проживая ее физически. Благодаря текстам мы можем понимать профессионального футболиста; блогера-экстремала, совершающего затяжные прыжки с большой высоты; китобоя; пирата; участника боев без правил; предпринимателя, построившего необычный бизнес – да кого угодно. Мы можем примерять на себя их эмоции, глубинные чувства, их способ мыслить и принимать решения.

Причем чтение позволяет делать это очень быстро. За несколько лет после сотни-другой прочитанных книг мы можем «прожить» сто жизней, получить виртуальный опыт, не ввязываясь в разгребание последствий, которые влечет за собой опыт реальный.

Когда блистательный мутант Криштиану Роналду завершит карьеру и надиктует профессиональному писателю свои обширные мемуары, мы узнаем каково это: быть сверхспособным в очень специфической области; лезть из кожи вон, чтобы твои способности заметили; жестко конкурировать в среде подобных тебе мутантов; тратить полжизни на однообразные изнурительные тренировки; постоянно получать травмы и лечиться; превращать «рукомашество и дрыгоножество» почти в высокое искусство и тем вызывать восхищение.

Умение извлекать чужой опыт из книг в детстве и юности (и даже во взрослом возрасте), по данным науки, причинно предсказывает развитие социально-когнитивных (то есть эмпатийно- умственных) способностей.

Но что интересно, возможно, не всякая литература помогает развиваться социально-психологически. Одно исследование показало, что в этом преуспевают высококачественные романы. А, скажем, научно-популярные книги не слишком эффективны в том, чтобы сделать людей более эмпатичными. Правда, у этого изыскания была маленькая выборка всего в 100 испытуемых, поэтому его выводы остаются спорными.

Другие исследования доказывают, что ключевым здесь может быть вовлеченность людей в чтение. А ее обеспечивает, по всей видимости, не жанр, а как раз качество текста.

Высококачественные тексты заставляют читателей моделировать и познавать реальность, которая не здесь, включая гипотетические события и субъективный опыт других людей. А далее, по мнению ученых, такое моделирование трансформируется в реальные последствия для социального познания читающих.

Текстоцентричность: кто и почему станет любить интернет-чтение через 20 лет

Увлеченные читатели – тоже своего рода мутанты. Примерно 10 % людей по статистике являются дислексиками (читателями наоборот), им чтение дается с большим трудом. В США около 14 % граждан не в состоянии сдать простые тесты по чтению, несмотря на то, что нормально владеют устной речью.

Данных о том, сколько в мире «квалифицированных читателей» – тех, кто с большой вовлеченностью и скоростью способен усваивать сложные, высококачественные тексты, к сожалению, не найти. Рискнем предположить, что распространенность «суперчитателей» в популяции более-менее подчиняется функции нормального распределения вероятностей, что часто встречается в живой природе.

Очень грубо можно прикинуть, что если с одного конца графика мы имеем 10 % дислексиков, то с другого будем иметь 10 % сверхчитателей. А вообще около 30 % жителей Земли читает книги постоянно. И это нам кое-что говорит о емкости рынка «чтива» в интернете, которое обычно бывает попроще, чем собственно литература. Но сначала поговорим о скорости потребления и производства текста.

Самый «быстрый» контент – текстовый

Текстоцентричные люди не любят смотреть лекции, интервью, беседы, вебинары, какими бы важными, интересными и познавательными они ни были – «сверхчитатели» ищут текстовые расшифровки. Потому что скорость подачи материала в видео невыносимо медленная. Те сто тысяч знаков, которые два часа проговаривает лектор в реальном времени, квалифицированный читатель усвоит в виде текста за 20–30 минут.

Видео, подкасты и аудиокниги для текстоцентричных людей – это пожиратели драгоценных минут жизни. Поэтому при повседневном потреблении информации такие интернет-пользователи всегда предпочитают текст.

Производители же контента (даже если они делают, скажем, сериалы) тоже используют текст для первичного донесения информации до широкой публики. Что уж говорить о СМИ, тематических блогах, соцсетевых пабликах или бизнес-страницах.

Производство и публикация текста требует минимум технических средств. И обычно на создание новости, анонса, да практически любого короткого информационного сообщения требуется всего несколько минут. Тексту не нужен свет, грим, фильтры, монтаж, колоризация, исправление звука и т. п. Поэтому производители контента всю «текучку» всегда будут выдавать в виде текста. В том числе из-за того, что в окружающей нас «экономике внимания» больше зарабатывает тот, кто реагирует на повестку дня быстрее.

Производство качественного текста еще и тупо дешевле, чем качественных видео, подкастов и т. п. Поэтому конкурентным оружием мелкого и малого бизнеса, блогеров и в широком смысле сайтовладельцев и деятелей культуры еще долго-долго будут буквы.

Объем рынка интернет-чтива

Несмотря на то, что мультимедиа в последние годы усердно загоняют читателей в цифровое гетто, где обитают «бумеры и ретрограды», количественно его население очень велико. Определить его мы попробуем с помощью простого и, вероятно, правильного предположения: «те, кто постоянно читает книги, читают и текстовый контент в Сети».

Соответственно, нам нужно прикинуть, сколько на Земле любителей книжек. Крупнейший в Германии институт маркетинговых исследований GfK в марте 2017 года представил результаты изыскания «Частота чтения книг», проведенного в 17 странах с крупной выборкой в 22 000 человек старше 15 лет.

Опросы проводились в США и Канаде, Западной Европе, Бразилии и Аргентине, Китае, Японии, Южной Корее, России – то есть, в развитых и развивающихся странах с высокой степенью проникновения интернета. В связи с этим мы можем предполагать, что читатели книг из этих стран являются также и интернет-пользователями.

Социологи GfK выяснили, что в среднем 30 % населения указанных держав читает книги «каждый день или почти каждый день». Еще 29 % опрошенных сообщили, что делают это хотя бы раз в неделю. В России результат оказался практически идентичным среднему – 29 % и 30 % соответственно.

Мы можем грубо предположить, что «гетто читателей» – это около 30 % интернет-пользователей. И что их больше миллиарда человека. Они и дальше ежедневно будут потреблять тексты, несмотря ни на какой бум мультимедиа, ибо, как мы выяснили выше, у них так физически устроен мозг.

Вернее, они сделали свой мозг таковым – обучаясь чтению, обучаясь эмпатии, улучшая свои когнитивные способности посредством усложнения собственных нейронных сетей и повышению их связности.

Текстоцентричность: кто и почему станет любить интернет-чтение через 20 лет

Читатели и далее будут иметь желание получать информацию быстро, а не как при просмотре видео. Они продолжат читать в принципе, потому что получают в процессе широкую гамму ощущений, которых были бы лишены, если бы когда-то не познали сладость чтива. У любителей почитать это удовольствие можно отнять только насильственно.

Есть, конечно, гипотетическая возможность снизить население «читательского гетто» путем депопуляризации чтения под лозунгами «собрать бы книги все да сжечь» и «книги – крамола, их делают и насаждают благодаря заговору книжных червей». Но такое может быть устроено лишь на государственном уровне и при очень больших затратах материальных и человеческих ресурсов. Мало какая страна ими обладает…

Некоторую тревогу у производителей текстового контента может вызвать явление, условно именуемое «Антиэффектом Флинна». Собственно Эффектом Флинна принято называть длительный и существенный рост IQ в среднем по человеческой популяции в течение 20-го века. Он был доказательно зафиксирован многочисленными исследованиями.

Однако недавно обнаружилось, что в Норвегии, Дании, Австралии, Великобритании, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Франции и немецкоязычных странах с середины 90-х годов идет обратный процесс. Грубо говоря, население тупеет, хотя и незначительно.

Если эта штука охватит больше обществ, то доля читающих интернет-пользователей в ближайшие десятилетия неминуемо снизится. Но ученые считают, что «антиэффект Флинна» пока настигает лишь развитые страны, а в развивающихся средний IQ продолжает расти. То есть, вообще «по больнице» соотношение умных и глупых, читающих и любящих видосики, скорее всего, будет колебаться слабо.

Поэтому тем, кто вкладывается в создание текстов – финансово или трудовым, умственным ресурсом, волноваться рано. «Гетто читателей» будет жить и ждать новых интересных книг, статей и новостей еще долго.

About us and this blog

We are a digital marketing company with a focus on helping our customers achieve great results across several key areas.

Request a free quote

We offer professional SEO services that help websites increase their organic search score drastically in order to compete for the highest rankings even when it comes to highly competitive keywords.

Subscribe to our newsletter!

More from our blog

See all posts

Leave a Comment