Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими

Нет комментариев

Как рассказать о любви людям, не верящим, что она существует? Как доказать, что книги и вообще длинные умные тексты – это единственные верные друзья человека, которые могут быть с ним всю жизнь, никогда не уведут жену, никогда не займут без отдачи денег и помогут почти в любой житейской ситуации? Вероятно, легче всего это сделать через понятие «выгода».

Представители многих психологических школ, проводя терапию, не стесняются объяснять, что для социального успеха выгодно: быть вежливым и доброжелательным; тратить часть своих ресурсов на альтруистические цели; превращать конфликт в диалог; говорить о своих чувствах в кругу близких, а иногда и публично.

При помощи демонстрации несомненной выгоды от открытости к общению и взаимным уступкам нередко удается улучшить социальное самочувствие у людей эгоистичных, склонных к параноидальному восприятию мира, даже у психопатов.

Попробуем вооружиться этим знанием и доказать, что любовь к чтению – чертовски выгодная штука. И обратимся, конечно же, к науке, которая ожидаемо изучала связь навыков чтения с развитием умственных способностей и, что особенно интересно – с социальным успехом.

Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими

Свободно читающие и любящие чтение люди имеют лучшую социальную мобильность

Например, исследование сотрудников Института образования Университетского колледжа Лондона (Великобритания) под названием «Социальное неравенство в оценках когнитивных способностей в возрасте 16 лет: роль чтения» сообщает:

«…Наши результаты подтверждают выводы других работ, предполагающих, что свободное чтение детей важно для образования, достижений и социальной мобильности (Taylor, 2011), и дают основания считать, что механизмом этого является более высокое когнитивное развитие <у любящих читать>.

С точки зрения политики это решительно подтверждает необходимость поддерживать и поощрять чтение детей в свободное время, особенно с учетом того, что имеющиеся данные… свидетельствуют о том, что распространенность детского чтения для удовольствия в последние годы сократилась.

В свете снижения интереса к чтению в свободное время у детей в возрасте от 10 до 16 лет наши результаты свидетельствуют об особой необходимости поддержки чтения среди подростков…»

А что же говорил Марк Тейлор, на которого ссылаются авторы цитаты? Будучи сотрудником Департамента социологии Оксфордского университета, он провел в свое время исследование биографий 17 200 людей 1970 года рождения. Ученого интересовало, какой внешкольной деятельностью они занимались в 16 лет, и как сложилась их карьера к 33-м годам.

Тейлор установил, что:

Чтение книг – единственное внешкольное занятие 16-летних, которое связано с получением в более позднем возрасте управленческой работы или работы, требующей высоких профессиональных навыков.

Указанная связь доказана автором исследования довольно убедительно. Например, среди девочек, которые читали книги в 16 лет, 39 % заняли управленческую должность (или должность специалиста) в 33 года. А из тех девчонок, что читать не любили, этого достигли только 25 %.

Среди мальчиков, увлекавшихся чтением, получили более высокий профессиональный статус 58 %. Среди не читавших – 48 %.

Никакие другие виды деятельности в свободное время не оказали существенного влияния на карьеру представителей выборки – ни занятия спортом, ни общение со сверстниками, ни посещение музеев, художественных галерей, кинотеатров или концертов, ни практические занятия (например, шитье или приготовление пищи).

Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими

Попутно исследователь обнаружил, что частая игра подростков в компьютерные игры не была связана с более низкими карьерными достижениями в будущем (тут можно восклицать «ура»). Но с другой стороны, у любителей игр шансы поступить в университет оказались ниже.

Представляя свою научную работу на специализированной конференции в мае 2011 года, Марк Тейлор оговорился, что чтение может быть важным фактором, потому что оно помогает обострить ум. Исследование показало, что любовь к чтению положительно повлияла на вероятность поступления молодых людей в университеты.

Автор научного изыскания с некоторым сомнением сообщил, что возможно работодателям просто удобнее назначать на важные должности кого-то, кто имеет образование того же уровня, что и у них. Также прозвучало предположение (видимо, отсылающее нас к генетике), что студенты, которым суждено было сделать лучшую карьеру, в любом случае склонны читать больше.

Любопытно, что на презентации результатов исследования была сделана еще одна оговорка: любовь к чтению действительно повлияла на получение престижной работы. Но не повлияла на уровень дохода по достижении представителями изучавшейся когорты возраста 33 лет.

Казалось бы, здесь рушится весь пафос и посыл нашей статьи о важности чтения. Но это поверхностный взгляд.

Экономические исследования в США в 2013 году показали, что уровень дохода очевидно связан с уровнем образования. У 13 % американских семей, возглавляемых кем-то, кому 40 лет и больше (отметим для себя этот важный признак), и кто имеет за плечами колледж и еще что-то (магистратура, аспирантура, второе высшее), медианный доход был более, чем в 2 раза выше, чем у тех семей, где старший по возрасту просто закончил школу (50 % семей).

Даже 2–4-хлетнее образование, полученное после школы, давало выигрыш в медианном доходе на целых 85 % (76 293 $ в год, против 41 190 $ у тех, кто не продолжил учебу).

А теперь вернемся к исследованию Тейлора. Он оценивал доход респондентов, достигших возраста 33 лет. Но пик карьеры профессионалов и управленцев приходится на гораздо более поздний возраст. Соответственно позже возникает и пик доходов. А вот необразованный работник в 33 скорее резко замедляется в росте. Людям же старше 40 лет с низким уровнем образования рассчитывать на карьерные достижения обычно вовсе не приходится.

Так что у нас вполне вырисовывается логическая цепочка: чтение в свободное время повышает когнитивные навыки и вероятность поступления в университеты. А уровень образования очень значительно влияет на доходы людей по достижении ими возраста 40 +.

Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими

Что если ты генетически туповат

Теперь о наследственности. Можно вслед за Марком Тейлором осторожно предположить – а может, любовь к чтению передается от родителей, и это как выигрыш в генетическую лотерею?

Исследование, с которого мы начали, установило, что действительно, на результаты языковых текстов 16-летних, несомненно, влияет наличие культуры домашнего чтения книг и прессы, которая создается родителями. Чем больше родители любят читать, тем больше любят читать и их дети.

А вот дальше начитается интересное. С одной стороны, авторы научной работы сообщают, что если, скажем, мать в семье испытывает трудности с чтением, то она просто не станет читать вслух ребенку. И он не получит опыт слушания, соответственно, не узнает, что читать в свободное время – это удовольствие.

Тем не менее, влияние родителей авторы научной работы называют «опосредованным». И уверяют, что самостоятельное чтение детей (даже если им ранее не читали вслух) положительно сказывается на их когнитивных навыках. Вовсе неслучайно в резюме исследования говорится о «политической необходимости» поощрения чтения у подростков.

Выходит, что гены-генами, но «наследственную неграмотность» таки можно компенсировать собственными силами.

Из-за чего, собственно, сыр-бор?

Строго говоря, из-за восторженного восхищения со стороны маркетологов, бизнеса и потребителей развитием видео форматов в последние годы. С любых трибун (кроме университетских) звучат дифирамбы видео-контенту, YouTube и TikTok задают якобы «тренды». Дети и подростки следуют им совершенно автоматически. Основная масса их родителей в свою очередь припала к телеэкранам, не осознавая, на какой позорный уровень качества контента (не технологий) скатилось отечественное ТВ.

Экраны сияют, манят, развлекают и якобы чему-то учат. На самом деле происходит что-то совершенно противоположное – чтения в обществе все меньше, следовательно, меньше и когнитивной сложности, которую легкое для восприятия видео к жизни не вызывает. Это не пустые слова. Обратимся опять-таки к науке.

Недавно опубликованное исследование «Проблемы чтения в новой цифровой реальности», проведенное с участием сотрудников Института социологии ФНИСЦ РАН, показывает:

70 % российских учащихся четвертых классов имеют «неполноценный навык чтения»; из них 31 % продемонстрировали «слабый навык чтения» и 39 % – «средний навык чтения».

На практике это означает вот что: ученики со слабым навыком чтения воспринимают текст фрагментарно – посредством слога или слова. Они медленно разбирают каждое слово и с трудом понимают то, что читают. При таком чтении все предложение может пониматься неверно.

Ученики со средним навыком чтения опираются на словосочетания, но смысл предложения они понимают не сразу, а «складывают» его из двух-трех частей. Простые предложения на знакомые темы дети со средним навыком чтения понимают легко, в отличие от длинных, стилистически сложных предложений.

Меж тем, педагоги считают, что возраст среднего четвероклассника в норме требует наличия полноценных навыков чтения. И выясняется, что их имеют в среднем только 30 % российских школьников.

Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими

Логично предположить, что именно эти 30 % заполучили высокие шансы к возрасту 40+ стать профессионально реализованными и сравнительно обеспеченными людьми. Им вовсе необязательно иметь для этого высшее образование, но именно у них, умеющих свободно читать, окажутся в достаточной мере высокими когнитивные навыки, чтобы получать профессиональные знания любым современным способом.

И вот еще важный момент. Это сейчас в России 30 % читающих четвероклассников. А завтра их будет меньше, послезавтра – значительно меньше. Снижение интереса к чтению фиксируется во всем мире – даже в самых что ни на есть развитых странах. Можно также отметить для себя, что попутно ученые отмечают увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными и уменьшение числа представителей так называемого «среднего класса». Не связаны ли эти две тенденции друг с другом? Вероятно, как-то связаны.

В 2020-х практичные семьи должны самостоятельно создавать дома культуру чтения

Это, знаете ли, в Британии обсуждается политическая необходимость поощрения чтения среди детей и подростков. Рискнем заметить, что в России по причинам, выходящим за рамки данного разговора, существует прямо противоположная «необходимость».

Поэтому создание домашней культуры чтения является важнейшим семейным делом. Никто наших детей вне дома не научит читать свободно.

В конце 50-х и в 60-е годы прошлого века в СССР было множество случаев, когда люди, прошедшие войну, люди совершенно нищие, имеющие простую рабочую или сельскохозяйственную квалификацию, за ручку отводили детей в библиотеки. И стимулировали своих чад сидеть над книжками кто как мог – пряниками, убеждением, примерами Михайло Ломоносова и «нижегородского Архимеда» Ивана Кулибина, книжного самоучки.

Потому что денег на книги в семьях не было. Да и сами родители имели лишь формальную грамотность. Однако пропаганда чтения существовала, и массы сдавались под ее натиском, потому что очень хотели для детей лучшей жизни.

Сохранилось множество воспоминаний о том, что дети сами читали вслух родителям и бабушкам с дедушками. Эти дети сегодня еще живы и могут об этом рассказать. Многие из них в свое время стали советской технической и гуманитарной интеллигенцией 70-х и 80-х годов (интеллигенцией в первом поколении).

Удивительным образом сегодняшние, более грамотные, чем их деды и прадеды, люди сравнительно молодого и среднего возраста, под влиянием рекламно-сериальной инфореальности, стали полагать, что их дети «проскочат по жизни» и без мозгов.

Меж тем, все эти видео, все картинки, сайты, интерфейсы, рабочая среда программного обеспечения, а главное принципы их работы представляют собой текст или код (который тоже есть специфический текст).

Текст лежит в основе практически любого знания, внутри почти каждой современной профессии (кроме некоторых искусств и спорта). Следовательно, фундаментальная неспособность ребенка, а затем подростка понимать сложные тексты, жестоко отсекает ему возможности нормального профессионального и социального становления.

Как бы внешне ни упрощались теперь средства разработки софта, харда, создания потребительских товаров, организации услуг, производства рекламы и прочего контента, какими бы модульными и визуальными они не становились, какую бы роль на конвейерах ни стали играть роботы, элитой в обществе ближайшего будущего будут люди, понимающие, как это работает изнутри – на уровне кода, схемотехники, чертежей, логики и правил. На уровне текста.

Потенциальная способность такого понимания возникает в детстве – под умиротворяющие голоса родителей, читающих тебе интересную книгу. И развивается она, когда ты самостоятельно начинаешь читать и получать удовольствие от понимания прочитанного.

Сегодняшние подростки, которым никто не сообщил, что чтение в свободное время – это ключ к хорошему доходу и социальной состоятельности, через 20 лет станут представителями озлобленного плебса, балансирующего на грани нищеты.

Они не смогут организовать вменяемый малый бизнес, не поймут, как устроен действенный интернет-маркетинг, не будут наняты на должности специалистов и вряд ли сумеют руководить хотя бы бригадой роботов-каменщиков.

Все, что смогут транслировать эти люди в соцсетях будущего, окажется классическим воплем «Хлеба и зрелищ!» И испускать его они станут посредством убогих видео-селфи, ибо писать буквами будут стесняться. Из-за того, что не в состоянии делать это без неприличных ошибок…

About us and this blog

We are a digital marketing company with a focus on helping our customers achieve great results across several key areas.

Request a free quote

We offer professional SEO services that help websites increase their organic search score drastically in order to compete for the highest rankings even when it comes to highly competitive keywords.

Subscribe to our newsletter!

More from our blog

See all posts

Оставить комментарий