Кейс Moët & Chandon: как одно шампанское борется за себя и всех французов

Нет комментариев

На днях был поспешно принят и мгновенно подписан Президентом закон, который заставил хвататься за сердца рестораторов, продавцов и поставщиков элитного алкоголя. Для маркетологов и пиарщиков это поучительная история.

С чего все началось

Федеральный закон №345 был одобрен Думой 16 июня, одобрен Советом Федерации 23 июня и уже 2 июля подписан Путиным. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Закон вносит поправки в 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции», в основном это определения и дополнительные требования для винодельческой продукции. Казалось бы, в чем загвоздка, уточнили определения…

Moët Hennessy занимает менее 2 % импорта

В чем суть правок

  • Термин «игристое вино (шампанское)» заменили на «игристое вино, включая российское шампанское». Это значит, что все французские производители шампанских вин должны пройти новую сертификацию продукции и изменить ее категорию на «игристое вино». Эту информацию нужно будет указать на этикетке или контрэтикетке.
  • Классификация вин c защищенным географическим указанием (ЗГУ) / защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) осуществляется на основании только российской системы защиты винодельческой продукции. Для понимания: французское Шампанское производится и реализуется под защитой Champagne AOC. Согласно поправкам, эта защита в России не имеет силы, и ею не смогут пользоваться импортеры.

Максим Каширин, президент группы компаний Simple, в комментарии для РБК: «Я давно не припомню, чтобы новое законодательство принималось в такие сроки — чуть ли не в последний день работы Госдумы — и не давало никакого переходного периода».

Кому это выгодно?

В целом создается впечатление, что уточнение терминов – часть политики импортозамещения. Когда покупаешь кусочек сыра с этикеткой Brie производства России, а внутри нечто, напоминающее брынзу. «Российское шампанское» и «Советское шампанское», в случае ухода иностранных производителей, можно будет продавать дороже, как это случилось с российскими сырами.

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), в комментарии для МК: «Игристые и шампанские вина пришли в Россию из Европы, и эту историческую данность нельзя игнорировать. (…) Решение властей РФ, за которым стоят исключительно коммерческие интересы приближенных к Кремлю крупных виноделов, настолько расходится с мировыми нормами, что должно быть пересмотрено».

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России, в комментарии для ren.tv: «Получается странная вещь – различные требования к продукции импортной и к продукции нашей. Moët & Chandon жалуется на следующее: что у него кто-то потребовал теперь наконец-таки отсертифицировать его продукцию на соответствие российскому стандарту.

Единственный стандарт, которому может соответствовать прекрасное французское шампанское (…), называется «игристые вина». И в результате этой стандартизации всего лишь на этикетке должно быть написано, что продукт, произведенный во Франции, соответствует российским требованиям, сформулированным в национальном стандарте или ГОСТе номер такой-то, и больше ничего.

И вот такой крик и шум, который был поднят Moët&Chandon, у меня вызывает подозрения – а не боятся ли они сертификации своего продукта в соответствии с этим стандартом? А все ли в порядке с этим продуктом с точки зрения требований и норм, которые заложены в этом стандарте? Вот примерно так я вижу эту проблему».

Как теперь отличить шампанское от игристого вина?

Moët: три хода за два дня

После подписания Президентом закона «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» быстро заявила в открытом письме, что приостанавливает поставки шампанского в Россию: «…обязывают производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовать их продукцию в «игристое вино». Изменения в законодательстве потребуют от »Моет Хеннесси’ Дистрибьюшн Рус» пересертификации шампанских вин для изменения категории на игристое вино и изменения маркировки продукции. Мезоны (производители шампанского – ред.) не подтвердили готовность изменить категорию шампанских вин для российского рынка».

Однако уже в воскресенье, 4 июля, Bloomberg сообщил, что компания отыграла назад и будет теперь маркировать бутылки для России как «игристое вино». Изменения потребует «очень временной приостановки поставок» для корректировки этикеток и изменения логистики.

На этикетке шампанского из провинции Шампань появится термин «игристое вино»

Голос Кремля

5 июля власть в лице Дмитрия Пескова прокомментировала сложившуюся ситуацию: «Эта история с названиями совсем давняя, история во многом еще шла из советских времен. Закон принят, он должен исполняться», — сказал Песков, комментируя принятые поправки.

Пресс-секретарь президента заверил журналистов, что власти продолжат поддерживать российских виноделов. «Это сложная отрасль экономики, это не то место, где живут быстрые деньги. Конечно, растянут бизнес-процесс, он очень сложный, технологически растянут по времени. Но тем не менее эта отрасль хорошо развивается. И, конечно, она должна и будет всячески поддерживаться», – добавил он.

Казалось бы, после заявления Moët Hennessy ситуация сгладилась, однако 5 июля вечером директор по коммуникациям компании Анн Катрин Грималь сказала, что компания все же приостанавливает поставки в Россию для оценки сложившейся ситуации.

Вывод для специалистов

Что из всей этой чехарды стоит вынести PR-директору любой компании:

  • Два раза «переобуться» по одному поводу – это немного перебор.
  • Резко заявить, что все пропало, можно всегда. Но расстановка игроков может поменяться.
  • Так что лучше, наверное, выступить более сдержанно: «Мы изучаем ситуацию и проводим консультации с государственными органами».
  • А тем временем убеждать партнеров, что дело всего лишь в строчке, которую никто не читает. Или не в строчке.

About us and this blog

We are a digital marketing company with a focus on helping our customers achieve great results across several key areas.

Request a free quote

We offer professional SEO services that help websites increase their organic search score drastically in order to compete for the highest rankings even when it comes to highly competitive keywords.

Subscribe to our newsletter!

More from our blog

See all posts

Оставить комментарий