Booking.com оштрафовали на миллиард рублей. Цены на гостиницы станут ниже?

No Comments

Сервис для бронирования отелей 27 августа оштрафован ФАС на 1,3 млрд рублей. Это 11,5 % от оборота сервиса в России. Разбираемся, кто может пострадать или выиграть в итоге.

ФАС обосновал штраф тем, что Booking.com злоупотребил доминирующим положением на рынке и навязывал гостиницам особые условия, чтобы они не могли установить более низкие цены на других сайтах.

Напомним, в декабре 2020 года ФАС России рассмотрела антимонопольное дело в отношении Booking.com – на сервис пожаловалась организация «Опора России». Она обвинила сервис, что тот при заключении договора требует от отелей давать лучшие цены только Booking.com: гостиница не вправе предоставлять клиентам более низкие цены даже при бронировании напрямую на собственном сайте.

Пресс-служба Booking.com сообщила, что компания будет обжаловать решение:

– Мы разочарованы решением Федеральной антимонопольной службы. Мы всегда вносили свой вклад в развитие индустрии туризма и твердо уверены, что наша практика паритета цен является справедливой и позволяет Booking.com поддерживать экосистему путешествий, как мы всегда это делали <…> Мы намерены обжаловать данное решение о штрафе, пока ожидаем результатов апелляции на заключение ФАС в отношении нашей практики паритета цен.

Казалось бы, штраф наложен в интересах гостиниц и должен быть выгоден им. Но что говорят сами отельеры?

Две московские сети отелей эконом-класса на условиях анонимности прокомментировали ситуацию с «Букингом» так:

– Мы не соблюдаем никаких особых условий размещения цен на других агрегаторах и сайтах, да никто и не следит за этим. Ни для кого не секрет, что люди часто выбирают отель на Booking.com, а потом идут на сайт отеля и бронируют номер по самой низкой цене, которая только возможна. Тем более, что «Букинг» не единственный наш канал продвижения, клиенты приходят из аккаунта в Instagram, рекламы в «Яндекс.Директе» и даже с «Авито». Но в целом мы не испытываем дискомфорта от сотрудничества с Booking.com.

Один из владельцев отеля в центре Санкт-Петербурга сообщил:

– От «Букинга» к нам приходит более половины клиентов, и мы не имеем к сервису ни малейших претензий. Такое ощущение, что кто-то заинтересован в устранении этого агрегатора, да и все. И на нашем сайте можно забронировать номер по более низкой цене, и не только в низкие сезоны.

Вроде отельеры не в претензии к Booking.com. Все работали, как хотели, клиенты бронируют через агрегатор, а при желании – прямо на сайте гостиниц по более низкой цене.

##READMORE_BLOCK_83331##

Кому выгоден штраф

Возможно, мы наблюдаем попытку «выдавить» Booking.com из страны. Этим может объясняться такая колоссальная сумма штрафа, по сути, заградительная для функционирования сервиса. Понятно, что сервис будет долго судиться, но, если в итоге не выплатит штраф, сумма может удвоиться.

Напомним, всего месяц назад Ростуризм объявил о создании отечественного аналога Booking.com. В стратегии развития туризма до 2035 года – увеличение оборота индустрии с 3,2 трлн до 16,3 трлн руб., рост экспорта услуг и увеличение потока инвестиций. Параллельно разрабатывается нацпроект по развитию туризма, включающий национальную систему бронирования отелей. Она «должна представлять собой IT-платформу, обеспечивающую управление распределительными и дистрибутивными процессами средств размещения в России. Срок исполнения – четвертый квартал 2024 года».

Тогда же истец антимонопольного дела, вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников подчеркнул, что «на законодательном уровне до сих пор не решен вопрос регулирования деятельности сервисов бронирования. По его словам, создание отечественной системы не решит этот вопрос, поскольку Booking сейчас занимает 80 % рынка, и у отелей не будет стимула переходить на новую платформу».

Если это совпадение, то очень «удобное». Кажется, в итоге больше всего пострадают туристы и командированные, которые могут лишиться большого, удобного и надежного агрегатора гостиниц.

А еще – если вы, выступая в роли туриста, подбираете что-то на «Букинге», не забывайте про опцию поискать более выгодную цену на сайте отеля. Раз никто всерьез не выполняет правила Booking, там цены могут быть ниже на размер комиссии, а это 20-25 % от суммы.

##READMORE_BLOCK_94673##

About us and this blog

We are a digital marketing company with a focus on helping our customers achieve great results across several key areas.

Request a free quote

We offer professional SEO services that help websites increase their organic search score drastically in order to compete for the highest rankings even when it comes to highly competitive keywords.

Subscribe to our newsletter!

More from our blog

See all posts

Leave a Comment